Биф (от англ.beef - мясо (говядина),в переносном значении жалоба,недовольство) - вражда между представителями хип-хоп культуры. Бифы,их особенности и негласные правила ведения являются важной составляющей хип-хоп культуры.Наиболее известны бифы между рэперами,но такие конфликты возможны и между другими представителями хип-хоп культуры:диджеями,би-боями или райтерами.Причинами бифов обычно становятся обвинения в плагиате,претензии на лидерство в жанре (необоснованные по мнению оппонента),непримиримые творческие разногласия,принадлежность к конкурирующим рекорд-лейблам и даже случайные оскорбления.
На практике конфликты выражаются в специально записанных песнях (традиционно называемых диссами) и интервью,реже - в драках и перестрелках, в отдельных случаях заканчиваясь убийствами.
Наибольшую известность среди биффов получили т. н. «война побережий»,унёсшая жизни Тупака Шакура и Notorious B.I.G. в 1990-х и многочисленные бифы 50 Cent в 2000-х. Предыстория Предшественником диссов были так называемые Dirty Dozens,известные в среде афроамериканских рабов ещё с XIX в.Dirty Dozens представляли собой стихотворные оскорбления в адрес оппонента и его родных.Целью было как можно более остроумно,необычно и жёстко унизить оппонента.Похожие стиховорные формы известны у многих народов (например,висы у викингов),но особое развитие получили именно в среде чернокожих рабов в США.
Следует отметить,что изначально dozens представляли собой упражнения в красноречии и сквернословии,но не служили причинами вражды или обид.
В начале XX в.dozens нашли применение новых жанрах афроамериканской музыки.Так,Джеймс «Кокомо» Арнольд,один из наиболее популярных блюзменов 1930-х, записал песню Dirty Dozens:
I like yo' momma — sister, too I did like your poppa — but your poppa wouldn’t do.
I met your poppa on the corner the other day I soon found out he was funny that way.
Золотой век хип-хопа
В 1970-е dirty dozens послужили основой одной из первых форм хип-хоп музыки - рэп-фристайла.Фристайл представляет собой стихотворную импровизацию, обычно исполняемую в рамках состязания между несколькими MC (rap battle) и содержащую насмешки в адрес конкурента.Нанесённые во время рэп-состязания оскорбления не воспринимались всерьёз и не приводили к вражде.Однако когда точно такие же песни стали выпускаться вне рамок состязаний,они начали порождать серьёзные конфликты.
Первым бифом,получившим широкую огласку, стал конфликт групп Boogie Down Production и Juice Crew.В истории хип-хопа биф извествен под названием «мостовых войн».
Биф пришёлся на расцвет «золотой эры хип-хопа» - середину 1980-х годов. Причиной стал спор о месте зарождения хип-хопа.В конце 1985 года участники Juice Crew Marley Marl и MC Shan выпустили песню «The Bridge»,в которой утверждали,что хип-хоп родился в их родном районе Квинсбридж. Лидер представлявшей Бронкс группы Boogie Down Production KRS-One ответил песней «South Bronx»,которая опровергала претензии Juice Crew и содержала личные выпады в адрес её участников.В 1987 году ситуация накалилась:были выпущены песни «Kill That Noise» (Juice Crew) и «The Bridge Is Over» (KRS-One).
«The Bridge Is Over» считается одним из величайших диссов в истории рэп-музыки. Распространено мнение,что именно эта песня принесла славу KRS-One и разрушила музыкальную карьеру MC Shan.
К 2000-м годам, конфликт был исчерпан:MC Shan в интервью пояснил, что он не посягал на приоритет Бронкса,просто соперники неправильно истолковали его слова, а KRS-One и Marley Marl даже записали совместный альбом.
Война побережий
С возникновением в конце 1980-х - начале 1990-х хип-хопа Западного побережья (прежде всего творчества Ice T и N.W.A.) конфликты в хип-хопе значительно обострились.Именно на эту эпоху приходится наибольшее число смертельных исходов бифов.
Основными причинами обычно называют принципиально разные взгляды на хип-хоп нью-йоркских артистов афро-центричной старой школы и молодых представителей калифорнийского гангста-рэпа. Другие причины и ход конфликта описаны в отдельной статье.
За время распада группы N.W.A. её бывшие участники записали несколько диссов в адрес бывших коллег.Из них наибольшую известность приобрела песня No Vaseline,записанная Ice Cube`ом после ухода из группы.
В 2000-х годах,после окончания «войны побережий»,бифы гораздо реже заканчивались убийствами участников.Существует мнение,что в последнее время бифы служат инструментом «раскрутки» альбомов и артистов,а не отстаивания поруганной чести.
Современные бифы
Биф между рэперами Jay-Z и Nas длился с 2001 по 2005 гг.Основными причинами были претензии обоих на неформальное звание «Rap King of New York»,остававшееся вакантным со времени убийства Notorious B.I.G.,а также откровения Jay-Z о том, что невеста Nas`а изменяла последнему с ним.Другие причины и ход конфликта описаны в отдельной статье.
В 2000-х широкую огласку получили бифы 50 Cent и возглавляемой им группы G-Unit,которые у них возникали с огромным количеством артистов и организаций:Fat Joe,Ja Rule,Murder Inc.,The Game и т. д.
Терминология
В отношении бифов применяются английские слова,пришедшие в различные языки из американского хип-хоп сленга:biter - плагиатор,копирующий чужой стиль;hater - ненавистник,завистник.
Бифы в США
- Death Row Records против Bad Boy Records (1993—1997)
- 2Pac против Notorious B.I.G. (1994—1996)
- Jay-Z против Nas
- 50 Cent против Wu-Tang Clan
- 50 Cent против Ja Rule (с 2002)
- MC Eiht против DJ Quik
- Boogie Down Productions против Juice Crew
- Boogie Down Productions против P.M. Dawn
- Eminem против Benzino (2000)
- Dr. Dre против Eazy-E (1992—1995)
- Ice Cube против N.W.A (1989—1991)
- Cypress Hill против Ice Cube (1994—1996)
- Dr. Dre против Джермейна Дюпри
- Ice-T против LL Cool J
- DMX против Ja Rule
- Insane Clown Posse против Eminem
- KRS-One против Nelly
- Aftermath Entertainment против Death Row Records
- LL Cool J против Canibus
- Eminem против Everlast
- The Game против G-Unit (2005—2009)
- G-Unit против The Inc. Records
- D12 против Royce da 5'9"
- D4L против Dem Franchize Boyz
- Ice-T против Soulja Boy
- T.I. против Ludacris
- T.I. против Lil' Flip
- Fat Joe против 50 Cent
- The Dogg против Gazza
- Young Buck против G-Unit
- Timbaland против Scott Storch
- Lil Wayne против 50 Cent
- Jay-Z против The Diplomats
- 50 Cent против Jadakiss
- LL Cool J против Kool Moe Dee
- Tru-Life против Jim Jones
- Loon против The Diplomats
- Nicki Minaj против Lil' Kim
- Eminem против Canibus
- Eminem против Cage
- Westside Connection против Common (1995)
- 50 Cent против Rick Ross (2009)
- Dred против Elem (2010)
- Papoose против Fat Joe
Бифы в Русскоязычном рэпе
- MC Hassan против D.O.B. Community (1994)
- D.O.B. Community против Max Mix Production (1995)
- Фукс и Балтийский Клан против DJ 108 и DA 108 Flava (середина 90-х)
- Мастер ШЕFF против Master Spensor
- Многоточие против Bad B. Альянс
- Многоточие против Серёги
- G-Style против Nonamerz и ЮГ
- Master Spensor против Dime
- Лигалайз против Мастер ШеFF (2003)
- Drago и ST1M против Vanich (MILITARY CLAN)
- Bad Balance против Тимати и Доминик Джокер
- Drago против King Ring (Серёга, St1M) (с 2007)
- Def Joint против Underwater (2007)
- RW Records(1.Kla$, Czar, Schokk) против Dessar (2007)
- Gunmakaz против Krec
- Drago против CENTR (2008)
- Drago против Баста
- CENTR против Guf (2009 - 2011)
- Vagabund против Рома Жиган (2011)
|